Thursday 3 January 2013

Традиционная корейская игра 윷놀이 (ютнори).


Игра 윷놀이 (ютнори) является одной из самых популярных игр, особенно на новый год 설날 (соллаль). Играют в эту игру обычно командами(или нужны как минимум 2 человека). Все, что нужно для игры это игровое поле(его можно нарисовать на бумаге или купить уже готовую игру), фишки(лошади) разных цветов (для каждой команды) и специальные палочки(кости), у которых одна сторона гладкая, а другая выпуклая.



Эта игра известна в Корее со времен эпохи трех царств. Изначально игровое поле использовалось не только для игры, но и для предсказаний. Оно может быть как прямоугольным, так и круглым.


На самом деле это не просто игра, в ней заложен глубокий смысл о жизненных циклах, которые повторяются изо дня в день, из года в год. Поле представляет собой модель нашего мира, где в центре находится полярная звезда, остальные точки представляют собой звезды и созвездия на небе. Четыре сектора символизируют четыре времени года. Все знают, что смена времен года происходит из-за наклона земной оси, которая направлена строго на полярную звезду. Если смотреть с северного полушария, то земля вращается против часовой стрелки, поэтому в игре Ютнори фишки двигаются против часовой стрелки, начиная с нижней точки(на круглом поле), которая символизирует весну.

Цель игры – сделать полный круг по полю и придти к финишу первым. Но это не все, потому что изначально обговаривается сколько кругов(или лет) будет длиться игра. Тот, кто завершит игру раньше всех - победил.

Палочки(кости) для игры чаще всего изготавливаются из березы или каштана. Обычно используют палочки шириной 3 см и длиной 15 см, одна сторона у них гладкая, а другая сторона выпуклая.


Фишки или лошади могут быть чем угодно, от монет до пуговиц. Суть игры заключается в том, что лошади могут догонять друг друга,ходить по две или несколько вместе. Если лошадь догнала лошадь или лошадей противника, то их можно "скушать", тем самым отправив в начало игры.

В давние времена в Ютнори играли большими командами, чаще всего выбирались две команды(две семьи, люди живущие на противоположных улицах или берегах реки).

Семья Ли против семьи Ким.


Люди, живущие с противоположных сторон от главной улицы.


Люди, живущие на разных берегах реки.


Итак, когда лошади на старте, кидают кости. От того, как они упадут зависит сколько шагов сделает лошадь. Возможны 5 вариантов, которые представлены пятью животными, начиная от самого медленного - свиньи, которая позволяет передвинуть фишку лишь на один шаг вперед, до самого быстрого - лошади, которая может убежать сразу на пять шагов вперед, плюс дается еще один бросок костей. Рассмотрим подробнее все возможные комбинации:


1. 도 (свинья) – одна из палочек лежит плоской стороной вверх. Фишка может сделать один шаг вперед.
2. 개 (собака) – две палочки лежат плоской стороной вверх. Фишка может сделать два шага вперед.
3. 걸 (овца) – три палочки, три шага вперед.
4. 윷 (бык или корова) – все четыре палочки лежат плоской стороной вверх, можно сделать четыре шага, плюс дается ещё один бросок костей.
5. 모 (лошадь) – все палочки лежат выпуклой стороной вверх, можно сделать пять шагов, плюс еще один бросок костей.

Также, одну из палочек помечают на плоской стороне крестом или какой-то другой меткой - это "back 도". Если при положении 도 (свинья) выпадает именно эта палочка, то придется сделать один шаг назад.

Итак, можно начинать игру, кто ходит первым помогает решить «камень-ножницы-бумага». Первый игрок бросает кости и ходит, потом второй(либо первый игрок второй команды). Если догоняешь лошадь своей команды, то можно объединиться с ней, если лошадь чужой команды - ее можно "съесть". Поменять направление пути и свернуть на короткую дорогу можно остановившись на точке пересечения. Также на поле можно делать дополнительные метки на обычных точках, которые позволят сделать шаг назад или переместиться в определенную точку.

No comments:

Post a Comment